Одни снимают на мощные цифровые «зеркалки». Другие - на обычные туристические мыльницы. Третьи - на допотопные, но зато престижные и культовые «Лейки». Но в сравнении с аппаратами, которые создает Уэйн Белгер, любые устройства кажутся банальными и обыденными. «Фотоаппарат должен содержать в себе часть объекта съемки», - утверждает мастер - и претворяет свое утверждение в жизнь. В первую очередь Уэйн Мартин Белгер позиционирует себя как фотографа. Мертвое можно снимать только мертвым, а разложение - только разлагающимся, говорит он и потому не столько фотографирует, сколько сам мастерит камеры из совершенно удивительных материалов.
Белгер родился 11 февраля 1964 года в Пасадене, Калифорния, в религиозной католической семье. Он пишет о себе: «Я помню те дни, когда церковные мессы, на которые меня водили, проходили на латыни. Я не понимал латыни и потому общался с Богом с помощью визуального контакта…» Он рассматривал церковные интерьеры, священников, смотрел на одухотворенные лица верующих. Маленького Уэйна впечатляла красивая золотая и серебряная утварь - при том, что священник, использующий ее, был невероятно близко к Богу, к Его плоти и крови. Именно эти детские воспоминания зародили в Белгере идею творить вещи, в которых плоть и кровь человеческие будут переплетаться если не с золотом, то с алюминием и титаном.
Технически все камеры Белгера довольно просты - они работают по принципу классической камеры-обскуры («пинхол», pinhole), камеры без объектива. Свет в таких камерах проходит через отверстие и попадает на светочувствительную поверхность напрямую. Линзы, которые бы меняли направление света или степень его рассеяния, просто отсутствуют. Конечно, качество снимков напоминает работы Ньепса или Дагера, но в этом есть особая прелесть.
Такая система - тоже часть философии Белгера. Он говорит, что только свет, ничем не искаженный и не переведенный «в цифру», может дать настоящее представление о природе вещей, о красоте момента.
Плоть и кровь
Творческий процесс Уэйна Белгера завораживает. Сначала он ищет некий объект, который хочет сфотографировать. Потом формулирует для себя, при помощи чего он хотел бы запечатлеть этот объект, и лишь затем начинает кон-струировать камеру, предназначенную для одной-единственной фотосессии. Обычно комплектующие каждой камеры имеют непосредственное отношение к фотографируемому объекту.
Материалы, которые используются при изготовлении камеры-артефакта, самые разные: алюминий, титан, медь, латунь, бронза, сталь, золото, серебро, дерево, акрил, стекло, рог, слоновая кость, человеческие черепа и кости, человеческие органы, формальдегид, кровь - и даже уникальные предметы вроде камней из священной Стены Плача.
Уэйн рассказал об одной изюминке, которую использует для фотографирования людей. Фотоаппараты-пинхолы требуют очень длительных выдержек. Например, с помощью аппарата «Стрекоза» (Dragonfly) Уэйн снимал маленькую девочку Райли. Выдержка составляла пять секунд. По прохождении 2,5 секунды фотограф попросил модель повернуть голову - и на фотографии получилась фигура с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Длинные пинхольные выдержки легко позволяют делать подобные трюки.
Таким же образом Белгер избавляется от нежелательных фигур. Например, на фотографии Тадж-Махала нет ни одного человека, хотя Уэйн рассказал, что снимал в порядочной толпе туристов. Выдержка превратила их в бестелесные тени.
После создания снимка Уэйн продает свои камеры - правда, не все. Некоторые навсегда остаются с ним.
Характерно то, что у Уэйна нет никакого образования, кроме средней школы. Он работал вожатым в лагере, профессиональным кладоискателем, инструктором по скалолазанию и по подводному плаванию, сессионным музыкантом, мастером по маникюру и даже играл в хоккей в одной из младших лиг. А в 2001 году его камеры и фотоснимки уже принимали участие в крупных художественных выставках.
Я задал Уэйну вопрос, не собирается ли он изготавливать полноценные фотокамеры с линзами, пользуясь при этом теми же принципами, какими он руководствуется, когда мастерит пинхолы. Он ответил совсем не так, как я ожидал. «Мой первый опыт в фотографии состоялся всего лишь около десяти лет назад, - написал мне Уэйн. - И это был опыт именно с пинхолом. У меня нет даже обычной «мыльницы» с линзами, и я не очень хорошо умею снимать обычными аппаратами. Мне нравится сам процесс съемки на пинхол: я чувствую единение с временем, светом и пространством».
Почему-то мне кажется, что сегодня, в век цифровой техники, Белгер - последний фотограф, который все делает правильно. Не зря же индейцы верят, что фотография отнимает часть души. Но я думаю, что фотографии Белгера не отнимают душу - а наоборот, способствуют ее укреплению в объекте его внимания.
А теперь несколько работ мастера.
Стрекоза.
Материалы: алюминий, сталь, акрил, старые игрушки, засушенные насекомые // Cтоимость: $18 000
Камера «Стрекоза» (Dragonfly, 2002) сделана в память об умершей девятилетней девочке и предназначена для фотографирования детей. Точнее, даже не детей, а, как говорит Уэйн, «временных отрезков жизни детей». Серии фотографий, сделанные этой камерой, носят названия «Райли», «Тара», «Тай» и «Тадж-Махал». Игрушки, использованные при изготовлении, принадлежали девочке, как и написанные детским почерком слова на разных гранях камеры. Честно говоря, очень хотелось бы подержать в руках именно эту камеру: в отличие от большинства работ Белгера, она отдает какой-то добротой и любовью. И грустью.
Третий глаз.
Материалы: алюминий, титан, латунь, серебро, драгоценные камни, человеческий череп
Самый известный артефакт работы Белгера - камера «Третий глаз» (third eye). Свет попадает в камеру именно через «третий глаз» во лбу черепа. Этот аппарат предназначен для фотографирования красоты разложения - так выражается сам фотограф
Все фотографии, сделанные «Третьим глазом», изображают заброшенные пейзажи, надгробия, ржавые конструкции и транспортные средства. Череп, использованный в качестве корпуса пинхола, принадлежал 13-летней девочке, скончавшейся более 150 лет назад. Несмотря на экстравагантный внешний вид, камера снимает на обыкновенную пленку «Полароид»; результатом становятся отпечатки размерами 11 х 14».
Сердце.
Материалы: алюминий, титан, акрил, формальдегид // Стоимость: $35 000
В камере «Сердце» (Heart, 2006) использовано настоящее детское сердце. Эта камера изготовлена специально для фотографирования матерей на последнем месяце беременности. она создана в память о брате-близнеце Уэйна, умершем в младенчестве.
Емайя
Материалы: алюминий, латунь, акрил, стекло, жемчуг, морские животные // Стоимость: $20 000
Подводная камера «Емайя» (Yemaya, 2005) водонепроницаема, что довольно удивительно для фотоаппарата типа «пинхол» и технически довольно сложно, хотя и осуществимо
Подводная съемка требует очень длинных выдержек. Фотографируя затонувшую на глубине 30 м лодку около острова Каталина, Белгер установил выдержку длительностью полтора часа! Большинство фотографий подводного мира сделаны Белгером в гигантском аквариуме музея океанографии в Монтерее. По словам Уэйна, в тот день большиство посетителей музея столпилось перед стеклом именно этого аквариума, игнорируя остальные экспонаты. Впрочем, музей от «перформанса» Уэйна только выиграл.
Неприкасаемый Материалы: алюминий, титан, медь, акрил, кровь. // Размер отпечатков - 11 х 14" // Cтоимость: $75 000 Весьма интересен фотоаппарат Белгера «Неприкасаемый» (Untouchable, 2002), в качестве красного фильтра для него применена ВИЧ-положительная кровь. Естественно, кровь обработана и разбавлена определенным образом, чтобы избежать свертывания. Фотографии неясной фигуры, сделанные с помощью «Неприкасаемого», носят общее название «Кровавые работы» и напечатаны не краской, а… чаем. Камера была изготовлена специально для того, чтобы фотографировать людей, зараженных ВИЧ-инфекцией. Всего Белгер сделал при помощи «Неприкасаемого» две серии работ – в красных и в серых тонах.
Олень Материалы: сталь, латунь (латунные части, собственно, и отлиты из старинных гильз), бронза, медь, алюминий, оленьи рога и человеческая рука из слоновой кости, взятая из сломанной статуэтки Христа XIX века // Cтоимость: $45 000 Природная камера «Олень» (Deer, 2006) создана для фотографирования охоты и процесса отчуждения человека от природы. В изготовлении камеры помимо собственно оленьих рогов были использованы пули и гильзы, а также мощная стальная пластина, найденная Белгером на одном из многочисленных Мексиканских плато
Уэйн редко покупает «ингредиенты» для своих камер: чаще всего он находит их в самых неожиданных местах и даже ездит в экспедиции по поиску различных артефактов. В этом ему помогает опыт работы профессиональным кладоискателем (такие специалисты востребованы в США и часто находятся на госслужбе).
Если у вас возникло желание подробнее ознакомиться со многими другими работами этого интересного мастера, то это можно сделать на его официальном сайте.
Источник: popmech.ru
Обсудить на форуме.
Поделиться информацией в социальных сетях.
|