Критерий № 0 (бесполезный): ЖК или ЭЛТ?
Этот раздел можно было бы опустить, но мне до сих пор (2009 г.) задают вопрос: "Можно ли для работы с цветом использовать ЖК мониторы?"
Самая существенная часть ответа очевидна. Независимо от возможностей ЖК-мониторов их придётся использовать. Ибо выпуск ЭЛТ-мониторов прекращён несколько лет назад, складские запасы распроданы, а покупка подержаного ЭЛТ монитора больше похожа на лоторею (если вообще возможна). Впрочем, не стоит расстраиваться. Среди современных ЖК-мониторов есть немало моделей, неплохо воспроизводящих цвет. А если к этому добавить всем известные преимущества ЖК-мониторов над своими ЭЛТ-предшественниками, то картина становится довольно оптимистичной.
Критерий № 1 (очевидный): размеры и разрешение
Выбор размера монитора - дело вкуса и бюджета. Наиболее распространённое мнение: чем больше, тем лучше. Но дороже. Мнение автора: максимально-удобная диагональ - 26". Тридцатидюймовые модели, на мой взгляд, великоваты - при обычном расстоянии до экрана приходится слишком часто поворачивать голову. Ещё одно замечание для тех, кто выбирает в "небольших" диагоналях: 22-дюймовый широкоэкранный монитор имеет практически такую же высоту, как обычный 19-дюймовый. Всё увеличение диагонали у него ушло в ширину.
Лирическое отступление номер - раз. О Размерах и разрешении мониторов Выбор монитора обычно начинают с размера. Многие покупатели практикуют принцип «чем больше, тем лучше», ограничивая свои мечты только доступным бюджетом. Этот принцип остался со времен ЭЛТ-мониторов, практическим ограничением которых был 21 дюйм (исключения в виде 24-дюймового широкоформатного монитора от Sony или 29-дюймового Barco MegaCalibrator только подчеркивают общее правило).
В наше время можно найти ЖК-мониторы даже метрового размера, но я рекомендую проявить сдержанность. Тридцатидюймовые мониторы выглядят «богато», но работать с ними не так удобно, как кажется на первый взгляд: на обычной рабочей дистанции постоянно приходится крутить головой. На мой взгляд, максимально необходимый размер диагонали - 26 дюймов. Впрочем, это исключительно личное мнение.
О чём не придется думать при выборе монитора, так это о соотношении сторон. Привычное по старым временам соотношение ширины к высоте 4:3 доступно только на небольших диагоналях - от 19 до 21 дюймов. Все модели побольше имеет соотношение сторон 16:10. Помните, что высота экрана у 22-дюймового широкоэкранного монитора практически соответствует высоте 19-дюймового монитора. Всё увеличение диагонали ушло в ширину экрана.
Не придется выбирать и разрешение: ещё три года назад на рынке были модели одинакового размера с разным разрешением. Сейчас этот параметр стандартизирован: от 1280х1024 точек для 19-дюймового монитора до 2560x1600 для 30-дюймового.Размеры, отношение сторон и разрешение мониторов. Размер Отношение сторон Разрешение 19" 4:3 SXGA 1280х1024 20" 4:3 UXGA 1600x1200 21" 4:3 UXGA 1600x1200 22" 16:10 WUXGA 1920x1200 24" 16:10 WUXGA 1920x1200 26" 16:10 WUXGA 1920x1200 30" 16:10 WQXGA 2560x1600
Критерий № 2 (обязательный): тип матрицы
Основа современного монитора - ЖК-матрица. Современные матрицы бывают четырех видов: TN, PVA, MVA и IPS. Лучше всего для работы с цветом подходят матрицы IPS (они же являются самыми дорогими). Совершенно неподходят самые дешёвые (и потому самые популярные) TN-матрицы. Промежуточное положение (по цене и качеству) занимают матрицы PVA и MVA. Среди мониторов на таких матрицах встречаются вполне приличные, особенно если приходится экономить.
Лирическое отступление номр -два. О типах матриц... При выборе монитора при работе с цветом нас могут не интересовать контраст, максимальная яркость, время реакции матрицы и прочие "важные" с точки зрения маркетолога парамтеры. Главный критерий – тип использованной в мониторе матрицы. На современном рынке присутствуют мониторы с матрицами четырёх типов: TN, MVA, PVA, IPS.
TN
Самый распространённый из них – TN (Twisted Nematic). Причиной его популярности является минимальная стоимость производства и, соответственно, самая привлекательная розничная цена. К тому же TN-матрицы оказались самыми «быстрыми» – время переключения от белого к черному у них оказалось минимальным среди конкурентов. Производители быстро смекнули, что проще всего продавать самые дешевые мониторы, и мы стали свидетелями массированной рекламной кампании «быстрее, быстрее, быстро как только можно, а потом – ещё быстрее». В ней ничего не сообщалось о недостатках мониторов на TN-матрице, а нас больше всего интересует один из них – сильная зависимость цвета от угла обзора. На обещанные в спецификации 178 градусов лучше не обращать внимания - достаточно перевести взгляд из центра экрана в его угол. Этого небольшого изменения достаточно для серьезного изменения цвета. И, чем больше размер экрана, тем эта проблема сильнее. В общем, я очень не рекомендую покупать для работы с цветом монитора на TN-матрицах, как бы ни была привлекательная цена.
IPS
От аутсайдера мы перейдем к фавориту – технологии IPS (In-Plane Switching). Она была разработана компанией Hitachi в 1996 году – специально для улучшения цветопередачи. Цель была достигнута – допустимые углы обзора у IPS-матриц значительно улучшены (хотя эффект остаётся). Но пришлось пожертвовать скоростью реакции матрицы (что было заметно даже при прокрутке текста) и контрастом (на темных участках была заметна засветка). Первая проблема в значительной мере была решена в 1998 году с появлением матриц S-IPS (Super IPS). Со сниженным контрастом пришлось мириться дольше – только в 2002 году появились матрицы AS-IPS, в котором он был значительно улучшен. Упомянем еще одну модификацию технологии IPS: A-TW-IPS (Advanced True White IPS), разработанную компанией LG.Philips для мониторов NEC. Благодаря усовершенствованным цветным фильтрам эти ЖК-панели обеспечивают более чистый и яркий белый цвет и увеличенный цветовой охват. В конце 2006 года была разработана технология H-IPS. Контраст в ней повышен, а фиолетовая засветка, заметная на S-IPS-панелях при взгляде на них под большим углом (кстати, это один из верных признаков S-IPS-матриц) ликвидирована. Первыми ласточками с H-IPS-матрицей на нашем рынке стали мониторы LaCie 526 LCD, NEC MultiSync 2690 и его «старший брат» NEC SpectraView 2690.
xVA
Теперь несколько слов о «середнячках » - MVA (Multi-domain Vertical Alignment) и PVA (Patterned Vertical Alignment). Между ними нет принципиальной разницы, просто PVA является фирменной технологией компании Samsung – одного из крупнейших производителей ЖК-матриц. Зачастую эти технологии объединяют под названием xVA. Их основной недостаток такой же, как у TN-технологии: ограниченные углы обзора, хотя у xVA матриц он менее выражен. По степени пригодности для работ с цветом они находятся между TN и IPS. В принципе, среди моделей на xPVA матрице можно выбрать более или менее подходящую для цвета, но делать это стоит только под давлением ограниченного бюджета.
Не всегда производители указывают тип матрицы, использованной в мониторе; и при выборе монитора это является проблемой. В этом случае приходится пользоваться неофициальной информацией из Интернета.
Изредка встречаются ещё более тяжёлые случаи. Производитель может менять один тип матрицы на другой, не изменяя номер модели и цену. Официально о таких заменах не сообщается, а предъявлять претензии бесполезно – ведь тип матрицы в спецификации не указан, а размер, разрешение и другие параметры не изменяются. В качестве примера вспомню случай с монитором iiyama E481S, несколько экземпляров которого мне пришлось калибровать у одного из заказчиков. Первый был собран на IPS матрице и калибровка прошла успешно. На последующих, купленных через полгода после первого, долго не удавалось получить аналогичных результатов – пока не выяснилось, что получить их невозможно: мониторы были оснащены TN-матрицей. К счастью, такие трюки встречаются очень редко.
Критерий № 3 (важный): поверхность матрицы
В последнее время становятся всё большее распространение получают ЖК-мониторы с глянцевой поверхностью. Понять причины этого трудно. Возможно, производители рассчитывают на более эффектный внешний вид монитора на полке магазина. Но для настоящей работы с изображениями мониторы с глянцевой поверхностью противопоказаны: вы будете видеть своё отражение, а не обрабатываемую фотографию. Единственное, что хорошо делают такие мониторы - показывают кино в полумраке.
Критерий № 4 (всего лишь полезный): аппаратная калибровка
В некоторых, наиболее дорогих, мониторах (напр. NEC, Lacie, Eizo) встречается т.н. "аппаратная" или "внутренняя" калибровка. Опыт показывает, что эта возможность действительно улучшает качество изображения и повышает точность калибровки. Но это улучшение не является принципиальным, и без него вполне можно обойтись - если бюджет не позволяет приобрести монитор с внутренней калибровкой.
Критерий № 5 (неожиданный): увеличенный цветовой охват.
Одно из направлений развития современных профессиональных мониторов - расширение диапазона цветов, которые способен воспроизвести монитор (т.е увеличение цветового охвата). Мониторы с увеличенным цветовым охватом способны отображать более насыщенные цвета, чем обычные модели.
Эта безусловно (на первый взгляд) полезная возможность кроет в себе потенциальную проблему. Практически все изображения, предназначенные для распространения (в т.ч. через Интернет) подготовлены на среднем мониторе и в расчёте на характеристики среднего монитора. Такие изображения (если мы работаем в программе без встроенной системы управления цветом) на мониторе с увеличенным цветовым охватом будут выглядеть более насыщенным, что особенно критично для портретов. Возможна и обратная ситуация - фотография, хорошо выглядящая в веб-браузере на мониторе с большим цветовым охватом, станет бледной и вялой на обычном мониторе.
В целом увеличенный цветовой охват безусловно полезен, пока мы работаем внутри программ, имеющих встроенную систему управления цветом (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и т.д.). Если мы обмениваемся изображениями с окружающим миром, эта "фишка" может доставить небольшие неприятности. В любом случае калибровка такого монитора аппаратная с помощью измерительного прибора обязательна.
Обсудить на форуме.
Поделиться информацией в социальных сетях.
Источник: http://www.realcolor.ru |