Сегодня у нас Среда, 15.01.2025, 22:54
Цифровая фотография для всех
Главная
· RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Теория [21]
Советы [9]
Обзоры [13]
Устройство [10]
Уроки [9]
Производители [12]
Фотографы [5]
Интересное [3]
Поиск по сайту
Реклама
Популярные статьи
[24.05.2010][Теория]
Золотое сечение и правило третей в фотографии. (0)
[31.03.2010][Устройство]
Объектив фотоаппарата - зум-объективы (2)
[23.02.2011][Интересное]
О самых невероятных объективах мира (0)
[06.10.2010][Советы]
Чистим фотоаппарат своими руками (0)
[17.04.2010][Теория]
Боке (0)
[11.04.2011][Теория]
Автофокус, точки фокусировки, ГРИП (0)
[28.04.2010][Производители]
Nikon Corporation (0)
[02.04.2010][Теория]
Что такое - ГРИП (0)
[02.05.2011][Теория]
Освещение в фотографии – естественный свет (0)
[12.04.2010][Устройство]
Светофильтры и цифровая съемка (2)
 Статьи
Главная » Статьи » Фотографы

Анри Картье-Брессон
Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 - 3 августа 2004) - знаменитый французский фотограф XX столетия и один из основателей фотоагентства MAGNUM, по праву считающийся одним из корифеев современной фотографии.

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в городе Шантлу неподалеку от Парижа в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. Своей двойной фамилией фотограф обязан слиянию рода крестьян Картье и семейства промышленников Брессон, произошедшему задолго до рождения будущего фотографа.

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Живописью будущий мэтр фоторепортажа интересовался с юности. В своих воспоминаниях Брессон писал: «Интерес к изображениям у меня был всегда. В детстве я занимался рисунком по вторникам и четвергам и мечтал отдаваться этому занятию и во все другие дни. Как у большинства детей, у меня была камера Brownie-box, и я снимал ей время от времени, в основном, чтобы заполнять маленькие альбомы изображениями воспоминаний о летних каникулах». В декабре 1913 Анри впервые встретил своего дядю Луи, художника, который ввел его в мир искусства и начал заниматься с мальчиком живописью. Хотя дядя умер в 1915 году, его уроки успели произвести на мальчика неизгладимое впечатление. Анри решил следовать его стопам и получить художественное образование. В течение семи лет молодой человек обучался в ателье художника Андре Лота, а в 1929 году посещал лекции по живописи в Кембриджском университете. Немалому научил Картье-Брессона и кинематограф: по собственным словам фотографа, фильмы, которые он смотрел в это время (ранние картины Дэвида Гриффита, Брисе, фильмы Эриха Штрохайма, «Хищник», «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Жанна’д’Арк» Карла Дрейера) «учили его видеть».

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Позже, в 1930 году, во время своего путешествия в Африку, молодой художник познакомился с работами Эжена Атже (Atget), которые открыли ему уникальные возможности фотоискусства. «Последней каплей» стал снимок Мартина Мункачи (Martin Munkácsi), который изображал троих чернокожих людей, голышом бросающихся в волны озера Танганьики. Именно эстетика и динамика этой фотографии восхитили Картье-Брессона настолько, что он купил свой первый «настоящий» фотоаппарат – коробку из покрытого воском орехового дерева, под пластинки 9х12, разумеется, в комплекте со штативом и черной накидкой фотографа. Объектив этого аппарата закрывался крышечкой, которая одновременно играла роль затвора – эта маленькая техническая особенность позволяла снимать только то, что не шевелится.

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Первые снимки Брессона не были особенно удачными – многие из них слишком контрастны, другие вялы. Впрочем, фотограф расстраивался только тогда, когда изображения не получались совсем. К тому же его первой камере не была суждена долгая жизнь. Через год фотоаппарат, не выдержав климата Африки, покрылся плесенью, а эмульсия фотопластинок зацвела. Сам же Картье-Брессон по возвращении на родину заболел и был вынужден лечиться, существуя на маленькое ежемесячное пособие по болезни. Результат месяцев безделья оказался неожиданным – фотограф получил возможность снимать в свое удовольствие и обнаружил, что существует фотоаппарат Leica, который, благодаря своей компактности, отлично подходит для репортажа, съемки жизни в движении.
Впрочем, идея фоторепортажа, то есть истории в нескольких фотографиях, в то время вряд ли приходила фотографу в голову. Картье-Брессон целыми днями бродил по улицам, выискивая достойные снимка события и пытаясь поймать в одном изображении самую суть сюжета. К собственно репортажной съемке Брессон пришел несколько позже, после более глубокого знакомства с творчеством коллег и первых опытов работы с иллюстрированными журналами.



После начала войны, в 1939 году, Картье-Брессон вступил во французскую армию в должности капрала армейского кинофотоподразделения. Когда нацисты захватили Францию, фотограф попал в плен, откуда с третьей попытки, после тридцати шести месяцев заточения, бежал, чтобы вернуться в Париж и стать участником Сопротивления. Теперь, чтобы фиксировать на пленку военные будни, от фотохудожника требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие. У Картье-Брессона в придачу к ним обнаружился талант лидера: фотограф-репортер организовал французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов. После окончания войны в 1945 году Картье-Брессон показал, что с успехом может работать и в кинематографе – по заказу американской службы военной информации он создал фильм «Возвращение», глубокую и трогательную картину о возвращении французских военнопленных на родину.

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum. Создание этой организации было ответом на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Агенты «Магнума» предлагали редакциям готовые эксклюзивные материалы, в которых по условиям договоров нельзя было изменить хотя бы одну запятую или откадрировать хотя бы один снимок. Поскольку члены агентства-кооператива Magnum оставались полными собственниками своих фоторабот, нет ничего удивительного в том, что под крылом «Магнума» объединились наиболее даровитые и энергичные фотожурналисты Европы, в числе которых был знаменитый военный фоторепортер Капа.
Вскоре после создания «Магнума» Картье-Брессон отправился на съемки в Индию, получившую независимость в результате освободительного движения, а затем в Китай. Теперь имя фотографа звучало среди журналистов мирового масштаба. Но расцвет славы пришел к мастеру после его парижской выставки в 1950-х годах, которая с триумфом обошла Европу и Америку.

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

В качестве фотографа Картье-Брессон сотрудничал с многими ведущими западными изданиями.
Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи». Повторное путешествие в СССР, в 1972 году, позволило художнику увидеть и запечатлеть изменения, произошедшие в стране за без малого двадцать лет. Накопленный материал стал основой для книги Брессона «О России», изданной в 1974 году. Российские любители фотографии могли увидеть эти снимки в Большом Манеже, на выставке, проходившей в рамках Фотобиеннале-2000 в Москве.

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

В Третьяковской галерее, Москва, 1954

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Уличная сценка, Москва, 1954

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)

Шляпка (сценка в магазине), Москва, 1954


Искусство, которое возвело его на Олимп, всегда ставилось Картье-Брессоном ниже занятий живописью или рисунком. Нередко художник удостаивал его весьма резких замечаний («Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается»).
Об уникальной реакции, удивительном таланте и необычных методах работы Анри Картье-Брессона до сих пор ходят легенды. Например, широко прославилась «невидимость» фотографа – его модели в большинстве и не подозревали, что их снимают (для пущей маскировки Картье-Брессон заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой). Еще одна «фирменная» особенность Картье-Брессона – окончание работы над фотографией в момент съемки затвора. Он никогда не кадрировал свои снимки и не делал каких-либо других попыток их изменить. Также фотограф известен тем, что старался снимать любой сюжет в момент достижения им пика эмоционального напряжения, «решающего момента» (выражение, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность). Для самого Картье-Бресснона «решающий момент» означал «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)


Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)


Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson)


Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия. Фотограф был похоронен на частном кладбище этого города.

Источник: club.foto.ru

Обсудить на форуме.

Поделиться информацией в социальных сетях.

Категория: Фотографы | Добавил: Бродяжник (11.10.2010)
Просмотров: 1467 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

[ Регистрация | Вход ]
Бродяжник © 2025 При цитировании активная ссылка обязательна Сделать бесплатный сайт с uCoz
ищем в google
подписываемся
Рассылки Subscribe.Ru
Цифровая фотография для всех
следим за временем
учим банеры
Фото каталог -->
подписываемся
Рассылка на E-mail

смотрим статистику
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Реклама
Популярные новости
[21.02.2011][Программы]
Обновление прошивки для камер Nikon D90 и D5000 (0)
[02.06.2010][Фототехника]
Фотоаппараты для подводной съемки – новинки 2010 (0)
[09.08.2010][Фототехника]
Самый дорогой фотоаппарат (0)
[25.05.2010][Программы]
Fujifilm FinePix HS10: прошивка v1.02 (0)
[30.06.2010][Программы]
Обновление прошивки для камер Lumix DMC-TZ10, DMC-TZ9, DMC-TZ8 и DMC-FT2 (1)
[05.07.2010][Программы]
Обновление прошивки для камер NEX-3 и NEX-5 (0)
[29.05.2010][Программы]
Canon 5D Mark II - прошивка 2.07 (1)
[06.05.2010][События]
Canon 5D Mark II порадовал фанатов сериала "Доктор Хаус" (0)
[06.06.2010][Программы]
Adobe Camera Raw 6.1 - обновление для Photoshop CS5 (0)
[11.05.2010][Фототехника]
Sony Alpha NEX-3 и Sony Alpha NEX-5 - новые беззеркалки с матрицей формата APS-C от Sony (0)
Rambler's Top100