Может показаться странным, что множество приемов и идей, используемых сейчас в гламурной фотографии и ню, имеют один вполне определенный источник. И источник этот к фотографии как таковой прямого отношения не имеет. Наверное, странно и то, что сверхпопулярный некогда в Америке жанр легкого искусства менее известен в нашей стране, чем того заслуживает. Почему заслуживает? Причин можно назвать очень много. Потому что приемы и сюжеты этого жанра можно нередко встретить сейчас в рекламе и кино. Потому что когда-то журналы с изображениями девушек, выполненными в этом стиле раскупались в США огромными тиражами. Потому что… это просто интересно, в конце концов. Итак, речь в нашей статье пойдет о pin-up («пин-ап») – жанре, завоевавшем сердца американского народа и принесшем славу и миллионные состояния многим художникам и их моделям. Существует красивая легенда о возникновении этого жанра. Зародился он в США в середине тридцатых годов. Именно тогда кому-то из находчивых сотрудников журнала Life пришло в голову поместить на обложку рисунок симпатичной девушки. Соль заключалась в том, что к содержимому журнала она не имела абсолютно никакого отношения. Нет, нельзя сказать, что до этого женщин не рисовали – рисовали и даже фотографировали (правда, фотография не имела тогда таких технических возможностей, как сейчас). Но никогда раньше эти рисунки не пользовались такой сумасшедшей популярностью: бюджет картинки мог составлять до трех четвертей общего бюджета номера, а журналы зачастую покупали только ради обложки. Она отрывалась, а сам журнал просто выбрасывался. Такие картинки впоследствии прикалывались на стены, откуда и пошло название pin-up (что означает «булавка» или «приколоть булавкой»). Иногда художникам позировали живые модели, иногда перерисовывались фотографии. Девушки изображались в весьма пикантной ситуации: их короткие юбчонки цеплялись за ручки дверей, ветки деревьев, их задирал внезапно налетевший порыв ветра как раз тогда, когда руки были заняты. Их позы всегда были естественны, но никогда нельзя было разглядеть того, чего видеть не дозволено. Мастера pin-up балансировали на грани, вызывая у зрителя желание смотреть на рисунок снова и снова, но никогда не переступая черты, за которой начинается пошлость. Как легкому искусству, жанру pin-up были свойственны простота и жизнерадостность. Смеющиеся красотки представали перед зрителем в обыденном окружении простой американской жизни, а их собирательный образ можно обозначить как «girl next door» (девчонка из соседнего дома). Это придавало рисункам особую привлекательность. Думаю, не будет преувеличением сказать, что этот жанр оказал самое непосредственное влияние на формирование идеала женской красоты тех лет. Популярность pin-up достигла огромных масштабов – издатели вроде Brown and Bigelow платили по тысяче долларов за картинку, модель могла получить половину от этой суммы. Не стоит думать, что этот жанр связан исключительно с журнальной обложкой: календари со звездами Голливуда зачастую печатались тиражами с шестью нулями, выпускались рекламные календари Coca-Cola и Lucky Strike, а с биллбордов смотрели все те же широко улыбающиеся pin up girls. Pin-up принес славу многим художникам и моделям. Следует упомянуть таких законодателей стиля, как Джил Элвгрин и Эрл Макферсон (оформленная последним колода карт «Побеждай, проигрывай или тяни» разошлась тиражом 168 тысяч), великого Рольфа Армстронга и знаменитого Альберто Варгаса, мастера пастели Эрла Морана, а также Гарри Экмана, Билла Медкалфа… Перечислить всех просто невозможно, ведь существовали целые учебные заведения, обучающие pin-up! Настоящей звездой стала модель Бетти Пейдж, и даже блистательная Мэрилин Монро позировала для художников. В годы войны «веселые картинки» украшали фюзеляжи самолетов и гильзы снарядов, постоянно напоминая американским солдатам, что есть что-то лучшее, ожидающее их по возвращении домой. С развитием качественной цветной фотографии в начале шестидесятых интерес к рисованному pin up сильно упал. Фотография приняла эстафету, и теперь в журнале Playboy и других, резко перешедших на ее использование, уже красовались не нарисованные, а сфотографированные девушки. Техника изменилась, но многие позы, приемы, находки знаменитого жанра использовались впоследствии в гламурном фото. Правда, осталось совсем небольшое количество художников, таких, как Элвгрин, продолжавших заниматься этим видом поп-арта. Позднему pin-up свойственно обострение эротического аспекта: позы стали откровеннее, а одежды на моделях осталось меньше. Так, худо-бедно жанр просуществовал еще почти 20 лет. А возродить его попытался уже упоминавшийся Playboy и подобные ему издания с целью разнообразить свой иллюстративный ряд. Однако в отличие от 50-х годов, когда одна и та же ситуация могла перерисовываться много раз, ставка теперь делалась на яркие индивидуальности. Пожалуй, самые характерные представители современного «плейбоевского» pin-up – Хадзиме Сораямя и Оливия де Бернардирес.
Примечательно, что в последнее время интерес к pin-up постепенно возрождается, пусть и не в таких масштабах, как раньше. И это выражается не только в коллекционерстве отдельных любителей старины и встречах ретро-клубов. Некоторые идеи, а то и непосредственно рисунки тех лет используются в рекламе.
В прессе иногда проскальзывают статьи, оформленные в стиле pin-up, и даже в интернете есть сайты, в дизайне которых прослеживаются самые прямые параллели со сверхпопулярным некогда жанром. Приведу пример. Помните телевизионную рекламу, в которой девушка выходит из такси, случайно прищемляет дверцей край сарафана, после чего машина уезжает, оставляя ее обнаженной? Есть еще рекламный плакат, на котором зафиксирован момент, когда она смотрит на защемленный край юбки с выражением «упс!» на лице. Это – классический прием pin-up. Любопытно, с чем же связано возрождение интереса? Может быть, в современном техногенном мире нам не хватает той непосредственности и жизнерадостности, которая была в ярких и нарочито примитивных изображениях улыбающихся пышногрудых красоток, которым вовсе не нужно было раздеваться, чтобы привлечь внимание зрителя?
Источник: fotodelo.ru
Обсудить на форуме.
Поделиться информацией в социальных сетях.
|